
Порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений, принятых органами местного самоуправления
Порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений, принятых органами местного самоуправления
В соответствии с Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено, в том числе в судебном порядке.
В теории права правовые акты (в том числе муниципальные) разделяют на нормативные и ненормативные.
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение в отношении неопределенного круга лиц.
Порядок обжалования нормативных правовых актов закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.
В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьей 24 ГПК РФ, в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ и дополнительно содержать данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом субъекта РФ.
Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч.1, пп.1, 2 и 10 ч.2, ч.3 ст.125 АПК РФ, а также должно содержать дополнительную информацию, указанную в ст. 193 АПК РФ.
К заявлению также прикладывается текст нормативно правового акта. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Ненормативные (правоприменительные) акты носят индивидуально-разовый, индивидуально-определенный характер и принимаются в основном по организационно-распорядительным вопросам.
Ненормативный акт не содержит общеобязательных правил поведения, он имеет конкретные предписания, обращен к конкретному лицу и является обязательным для исполнения.
Ненормативные правовые акты подразделяются на:
- решения органов местного самоуправления;
- действия органов местного самоуправления;
- бездействие органов местного самоуправления;
- решения, действия, бездействие должностных лиц органов местного самоуправления.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на принятый муниципальный правовой акт ненормативного характера, нарушающий его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу местного самоуправления, должностному лицу.
Жалоба, подданная к вышестоящему в порядке подчиненности органу местного самоуправления, должностному лицу рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Жалоба, подданная на решение, действие (бездействие), совершенное при оказании муниципальных услуг, рассматривается в течение 15 рабочих дней.
Порядок обжалования ненормативных правовых актов в судебном порядке закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.
В порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, принятые коллегиально и единолично, в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Данный срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.
Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица.
Порядок рассмотрения заявления в суде общей юрисдикции регламентируется гл. 25 ГПК РФ.
В порядке арбитражного судопроизводства рассматриваются дела об оспаривании муниципальных правовых актов ненормативного характера затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд субъекта РФ в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Порядок рассмотрения заявления в арбитражном суде регламентируется гл. 24 АПК РФ.
← Вернуться в подраздел Порядок обжалования нормативно-правовых актов и иных решений, принятых Администрацией рабочего поселка Колывань Колыванского района Новосибирской области ←